Нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1386 «О порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации»

Порядок оформления документов для выплаты пенсий гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное жительство в Республику Зимбабве:

Оформление пенсионных документов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1386 «О порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2015.

Обращаем внимание, что назначенные до 01 января 2015 года пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы Российской Федерации, будут выплачиваться в 2015 году и последующих годах в прежнем порядке.

Пенсионер вправе подать заявление об изменении способа выплаты пенсии путем ее перечисления на банковский счет, открытый им в кредитном учреждении на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание, что выплата пенсий, назначенных после 01 января 2015 года, будет производиться только на территории Российской Федерации.

В рамках Соглашения об электронном взаимодействии между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) от 15 декабря 2014 года, консульский отдел направляет в Консульский департамент МИД России для последующей передачи в ПФР следующую информацию:

1) о личной явке гражданина в загранучреждение с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период;

2) о подтверждении постоянного места жительства за пределами Российской Федерации;

3) о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (в случае необходимости).

Указанные действия совершаются бесплатно.

Акт о личной явке подписывается консульским должностным лицом, его составившим, а также самим заявителем. Заявителю выдается расписка-уведомление, а сам акт на бумажном носителе сдается на хранение в архив консульского отдела. Справки о подтверждении постоянного места жительства за пределами Российской Федерации и о выполнении оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации на руки заявителю не выдаются. Содержащиеся в них сведения направляются в ПФР только в электронном формате.

Документы, необходимые для назначения пенсии:

Подробную информацию о документах, необходимых для выплаты пенсии, можно получить, связавшись с представителями Пенсионного фонда Российской Федерации:

Исполнительная дирекция Пенсионного фонда Российской Федерации: 119991, гор. Москва, ул. Шаболовка, д. 4;

Управление по работе с обращениями граждан Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации: гор. Москва, Славянская пл., д. 4, телефон: +7 (495) 987-89-07, +7 (495) 987-89-14;

Для направления обращений в письменном виде: 119991, гор. Москва, ул. Шаболовка, д. 4;

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей: гор. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А, телефон: +7 (495) 987-80-30.

Вниманию граждан, проживающих за рубежом и получающих пенсию по линии Пенсионного фонда Российской Федерации и некоторых федеральных органов исполнительной власти!

Консульским департаментом МИД России введен в эксплуатацию интернет-сайт, через который каждый пенсионер, проживающий за рубежом, может подать в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявление на выдачу необходимых ему пенсионных справок, а также заявление для подтверждения факта нахождения в живых в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующий период.

Предварительная передача своих персональных данных позволит значительно сократить время, необходимое для оформления требуемых документов при посещении дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

Для направления в ПФР информации о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации в консульский отдел необходимо представить:

1) заявление;

2) действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации и копию страниц с личными данными и штампом о дате выезда;

3) документ, подтверждающий правовой статус и адрес проживания на территории Республики Зимбабве.

Данное действие осуществляется бесплатно при личном обращении в консульский отдел или по почте (при условии нотариального заверения подписи заявителя). Сведения будут направлены в ПФР в электронном виде, готовые справки в бумажном виде заявителю не выдаются.

Для направления в ПФР информации о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (в случае необходимости) в консульский отдел необходимо представить:

1) заявление;

2) действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации и копию страниц с личными данными и штампом о дате выезда;

3) документ официального полномочного органа Республики Зимбабве, подтверждающий факт выполнения (невыполнения) гражданином оплачиваемой работы, заверенный и переведенный на русский язык.

Данное действие осуществляется бесплатно при личном обращении в консульский отдел. Сведения будут направлены в ПФР в электронном виде, готовые справки в бумажном виде заявителю не выдаются.

Для направления в ПФР информации о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период в консульский отдел необходимо представить:

1) заявление;

2) действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации и копию страниц с личными данными.

Акт о личной явке подписывается консульским должностным лицом, его составившим, а также самим заявителем. Заявителю выдается расписка-уведомление, а сам акт на бумажном носителе сдается на хранение в архив консульского отдела.

Акт оформляется бесплатно.

Обращаем внимание, что новый порядок позволяет обращаться за документом, подтверждающим факт нахождения гражданина в живых (актом о личной явке) в любое удобное для заявителя время.

Составление акта о личной явке в год назначения пенсии не требуется. При этом акт, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, составляется не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня:

1) подачи заявления о назначении пенсии;

2) предыдущего подтверждения факта нахождения гражданина в живых.

В случае невозможности личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации удостоверение факта нахождения в живых оформляется посредством нотариального заверения свидетельства о нахождении в живых, выполненного по месту проживания гражданина Российской Федерации.

Необходимо также иметь в виду, что если иное не установлено международным договором Российской Федерации, документ, подтверждающий факт нахождения в живых, выданный компетентным органом иностранного государства в целях продолжения выплаты пенсии, подлежит легализации и представляется в ПФР при наличии нотариально удостоверенного перевода. При этом он должен в обязательном порядке содержать сведения об установлении личности заявителя, включая реквизиты документа, удостоверяющего его личность.

Разъяснение Пенсионного фонда Российской Федерации о нотариальном заверении пенсионных документов по месту проживания гражданина Российской Федерации и переводе документов на русский язык:

В целях пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 17 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. №1-1-У, которое применяется в настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусом, занимающимся частной практикой, нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

В случае представления официальных иностранных документов необходимо их удостоверение путем апостилирования в компетентном органе страны проживания в соответствии со ст. 4 Гаагской Конвенции от 05.10.1961 года, после чего производится перевод документа на русский язык.

Верность перевода свидетельствуется нотариусом (если он владеет соответствующими языками), дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Печати и штампы на иностранном языке, которыми удостоверены записи в документах, также должны быть переведены на русский язык.

Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствуется нотариусом, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

Обращаем внимание, что если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то к нему также применяется требование об апостилировании.