В рамках своей компетенции консульские должностные лица должны предоставлять российским гражданам, временно находящимся в консульском округе, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие, и в частности:

- нотариально удостоверять необходимые документы (особенно те, которые будут иметь "хождение" на территории РФ), принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.) и выдавать соответствующие свидетельства;

- в случае заболевания гражданина РФ оказать помощь по его госпитализации, а после выздоровления оказывать содействие по его возвращению в Россию; в случае смерти (гибели) гражданина РФ оформить необходимые документы и принять надлежащие меры по отправке его тела на Родину. Как в том, так и в другом случае информировать о происшедшем по соответствующим каналам родных и близких гражданина РФ;

 

Государственная регистрация смерти граждан Российской Федерации, умерших за границей, производится в консульских учреждениях по месту наступления смерти или по месту жительства умершего.

Основанием для государственной регистрации смерти является:

- документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;

- решение судебных органов Российской Федерации об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.

 

При регистрации смерти для составления записи акта о смерти заявитель представляет в консульское учреждение следующие документы:

- удостоверение личности умершего;

- документ, подтверждающий факт смерти;

- удостоверение личности заявителя либо наименование и юридический адрес организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;

- удостоверение личности лица, которому будет выдано свидетельство о смерти.

 

С заявлением о регистрации смерти иностранного гражданина в орган ЗАГС обращаются представители МИДа или консульского учреждения. Наряду с паспортом иностранца они обязаны предъявить его визу, где на русском языке содержатся все паспортные данные умершего. В документах умершего иностранца не делается никаких отметок, после оформления акта о смерти паспорт и виза возвращаются представителю вышеназванного учреждения вместе со свидетельством о смерти.

При регистрации смерти гражданина России, наступившей за рубежом и незарегистрированной там в консульстве РФ, необходимо, кроме паспорта, предъявить медицинский документ, подтверждающий факт смерти в другой стране. Этот документ должен быть легализован и переведен на русский язык, перевод заверяется нотариусом.

При регистрации смерти неизвестного (неопознанного) лица в актовую запись вносятся только те сведения, которые содержатся во врачебном свидетельстве. В случае поступления окончательного врачебного свидетельства по данному факту смерти в актовой записи о смерти производятся изменения и дополнения.

 

В Зимбабве имеется три крупных фирмы, оказывающих ритуальные услуги населению – Nyaradzo Funeral Services, Moonlight Provident и Doves Associates (адреса и расценки на услуги см. ниже), которые суммарно охватывают более 80% похоронного рынка. Отделения этих фирм представлены практически во всех городах страны. Также в Зимбабве наличествует множество мелких фирм, занимающихся погребением, но, как правило, они расположены в небольших городах в провинции и их доля в этом бизнесе невелика.

Вышеперечисленные фирмы предоставляют весь комплекс ритуальных услуг, начиная от хранения тела/останков в морге и заканчивая содействием в репатриации (транспортировке останков на родину). В зависимости от желания заказчика фирмы предоставляют гробы различных модификаций, изготавливают надгробные камни, резервируют места на кладбищах, занимаются оформлением необходимых бумаг, предоставляют транспортные услуги, осуществляют предание тела земле или кремацию, организуют заупокойные службы и поминки, осуществляют фото и видеосъемку. В случае если смерть приключилась в провинции, фирмы берут на себя доставку тела в Хараре.

Срок хранения в морге, в случае если тело невостребовано, не может превышать двух месяцев (в исключительных случаях – трех месяцев). По истечении данного срока тело подлежит захоронению или кремации.

 

Транспортировка тела покойного на родину (репатриация)

В случае наступления смерти за границей обязанности выполнения всех формальностей лежат на консульском учреждении. Материальная сторона вопроса (включая оплату расходов консульского учреждения) полностью ложится на близких покойного или его страховую компанию.

Как правило, ведущие страховые организации покрывают расходы по репатриации (возвращению на родину) тела из-за границы до места захоронения в России, если смерть наступила в результате несчастного случая или внезапного заболевания.
Если смерть наступила в результате не страхового случая, то компания имеет право отказать в выплатах.

Страховым случаем не является, если смерть наступила в результате:

- совершения застрахованным умышленного правонарушения;

- алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- самоубийства (покушения на самоубийство) застрахованного;

- участия застрахованного в военных действиях, забастовках, восстаниях;

- активной службы в любых вооружённых силах и формированиях;

- умышленного причинения себе телесных повреждений.

Необходимо иметь в виду, что в каждой организации - свои условия признания или не признания случая страховым. В поездках по турпутевкам страховка, как правило, не включает транспортные расходы, связанные с репатриацией.

 

Правила вывоза тела (останков, праха)

Для организации репатриации необходимы следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность покойного (паспорт);

- медицинское заключение о смерти (форма BD12, в случае смерти от естественных причин) – выдается медицинским учреждением;

- заявление о вскрытии (форма ZRPFORM 231, в случае насильственной смерти) – выдается полицией;

- протокол вскрытия – выдается медицинским учреждением;

- свидетельство о смерти – выдается Службой регистрации актов гражданского состояния (форма BD 11);

- сертификат о наличии/отсутствии признаков инфекционного заболевания – выдается медицинским учреждением;

- свидетельство об отсутствии возражений со стороны Посольства на репатриацию – выдается Посольством;

- свидетельство о бальзамировании тела – выдается похоронным бюро;

- разрешение на захоронение – выдается Службой регистрации актов гражданского состояния;

- разрешение на репатриацию – выдается Министерством здравоохранения;

- коносаменты/транспортная декларация (свидетельство о безопасности груза) – предоставляется похоронным бюро.

 

При получении запроса на репатриацию, фирма, оказывающая ритуальные услуги, устанавливает место и время смерти; причину смерти (естественная или насильственная); гражданство покойного; запрашивает удостоверение личности покойного; удостоверяет семейное положение покойного. После этого по согласованию с Посольством принимается решение о методе вывоза (воздушным или наземным путем); указывается тип гроба; в коносаментах указывается получатель (похоронное бюро иной страны или родственники покойного).

При получении вышеуказанных документов, фирма предоставляет их копии Посольству, одновременно обращаясь в Посольство за свидетельством об отсутствии возражений со стороны Посольства на репатриацию. Далее фирма подает заявление на имя Начальника Службы регистрации актов гражданского состояния с просьбой о выдаче разрешения на захоронение и свидетельства о смерти. К заявлению прилагаются оригиналы паспорта покойного, всех необходимых форм, а также их копии. После получения документов из Службы регистрации актов гражданского состояния фирма подает заявление в Министерство здравоохранения и социального обеспечения детей Республики Зимбабве о выдаче разрешения на репатриацию, предоставляя копии всех документов. После получения данного разрешения, его копия предоставляется в Службу регистрации актов гражданского состояния, а оригиналы документов, выдаются на руки представителю Посольства.

Документы посылаются по факсу/электронной почтой в страну, гражданином которой являлся покойный, для получения подтверждения об отсутствии возражений к репатриации. При получении подтверждения фирма связывается с авиаперевозчиком и договаривается об условиях транспортировки.

В течение этого времени, тело (останки) находится в морге и проходит процедуру бальзамирования, одновременно изготавливается контейнер для гроба. Согласно медицинским требованиям, тело может быть перемещено только при условии наличия цинкового вкладыша, который герметично запаивается. По желанию, перед тем как вкладыш будет запечатан, фирма организовывает гражданскую панихиду или отпевание. Гроб помещается в деревянный ящик, оставшееся пространство в котором заполняется опилками или известью. Оригиналы документов помещаются в водонепроницаемый пакет, который помещается на герметичную крышку цинкового вкладыша. Комплект фотокопий всех документов имеется на руках у представителя фирмы, для предъявления их в аэропорту. После того, как контейнер запечатан и упакован, он маркируется установленными по форме метками, включающими информацию об отправителе, пункте назначения и грузополучателе. К запечатанному контейнеру прикладывается дополнительный комплект фотокопий всех документов. Далее контейнер транспортируется в аэропорт для погрузки на борт. Сдача данного груза

в багажное отделение аэропорта происходит не более чем за 6 и не менее чем за 3 часа до вылета (в зависимости от правил авиаперевозчика). Своевременно информируется грузополучатель. По прибытии в страну контейнер выдается на руки не ранее чем через 3 часа после посадки (срок также может варьироваться). Груз обязательно должен сопровождать минимум один человек (родственник или сотрудник ритуального бюро), который сдаёт его в багажное отделение и получает по прилёту.

В случае если репатриация происходит наземным транспортом, то оригиналы документов вручаются сопровождающему лицу. При этом заранее учитывается количество пунктов пограничного контроля и изготавливается необходимое количество документов для каждого пункта.

 

Адреса и телефоны бюро ритуальных услуг Зимбабве

Nyaradzo Funeral Services

120 Herbert Chitepo Avenue, Harare

Тел: + 263-4-796-634 / 796-329

Сайт: www.nyaradzo.co.zw

Moonlight Provident

14 Rudland Avenue Belvedere

Тел: + 263-4-781-341 / 781-342

Сайт: www.moonlight.co.zw  

Doves Associates

157 Harare Street, PO Box 504, Harare

Тел: + 263-773-864-221 / + 263-8644-207-957

Сайт: www.doves.co.zw

 

Стоимость оказания ритуальных услуг в Зимбабве

Средние расценки на оказание ритуальных услуг (указаны в долл.США):

- изготовление гроба: 200 - 3000;

- услуги гробовщика: 50 – 100;

- транспортировка тела от места наступления смерти в морг, в случае если дистанция не превышает 30 км: 30 – 50;

- транспортировка тела из сельской местности, в случае если дистанция превышает 30 км: 1 – 2 за км.;

- хранение тела в морге (в день): 25 – 30;

- обмывание и приготовление тела: 50 – 100;

- бальзамирование тела: от 300;

- прокат катафалка: 100 – 300;

- подготовка документов для репатриации: 150;

- подготовка документов для кремации: 200;

- сертификат о наличии/отсутствии признаков инфекционного заболевания: 150;

- экспортная пошлина: 150;

- изготовление цинкового вкладыша: 350;

- разрешение на репатриацию от авиакомпании-перевозчика: 350;

- кремирование тела: 1000 – 1200;

- захоронение тела в Зимбабве (включая место на кладбище): от 1500;

- изготовление и установка надгробного памятника: от 600.

 

Стоимость перевозки останков (гроба/урны) воздушным транспортом в Россию рассчитывается с учетом тарифа авиакомпании и сборов аэропорта (обработка груза терминалом, оформление авианакладной и услуги погрузки). Размер тарифа зависит от авиакомпании и сезона. Как правило, расценки начинаются от 3000 долл.США, если груз доставляется в Москву. Стоимость репатриации в другие города России может быть выше.